Профориентация

Словарь профессий

Рекомендации психолога старшеклассникам.

Выбор профессии:

• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".
• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

Как помочь своему ребенку в выборе профессии 

(памятка для родителей)

Принятие решения о выборе профессии

Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.

Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.

Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:

  • нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
  • часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
  • еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.

  • не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей.  Можно помогать,  но не заставлять.

Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
Второй фактор – «Могу»
Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
Третий фактор – «Надо»
Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4. Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

Профориентационные Сайты в сети-Интернет


Обзор Интернет-ресурсов по вопросам профессионального самоопределения

1. proforientator.ru Центр тестирования - Профориентация: кем стать. Выбор профессии. На сайте представлены материалы по выбору профессии: терминология, описания и типы специальностей. Тесты онлайн. 

2. prof.labor.ru Банк интерактивных профессиограмм. Видеоролики! о профессиях.

3. www.proftime.edu.ru «Время выбрать профессию»  Сайт адресован молодым людям, которые не хотят ошибиться с выбором профессии, и взрослым - родителям, педагогам, психологам, работодателям, которые стараются им в этом помочь.

Раздел «Как выбирать профессию» содержит общие рекомендации по правильному выбору профессии, методику экспресс-диагностики «Матрица выбора профессии» с описанием двухсот профессий, видео «Право на ошибку».

В разделе «Слагаемые успеха» изложена стратегия выбора профессии, которую сопровождает самодиагностика по шести надежным методикам, позволяющим пользователям уточнить свои профессиональные интересы, склонности и личностные особенности, видео «Стратегия выбора профессии».

Раздел «Образование и карьера» рассказывает о современном рынке труда, уровнях профессионального образования и путях получения профессии, видео «Пути получения профессии».

Раздел «Методическое обеспечение» предназначен специалистам в области профессиональной ориентации молодежи и содержит анонсы семинаров и конференций по профориентации, а также методические материалы (программы, тренинги, рекомендации).

В разделе «События и люди» представлена информация о мероприятиях, посвященных профориентационной работе с молодежью, а также о людях, внесших значительный вклад в теорию и практику профориентационной работы.

На сайте предусмотрена регистрация, которая дает возможность пройти тесты, получить результаты и сохранить их в «личном кабинете», а также возможность создания региональных страниц и прохождения мониторинга профессиональных планов и ценностей подростков.

4.  www.shkolniky.ru  Сайт адресован старшеклассникам, стоящим перед выбором профессии, и специалистам, работающим с подростками. Он информирует о содержании работы Центра (определение профессиональной пригодности; подбор учебных заведений для обучения; формирования профессиональной готовности к поступлению в учебное заведение), методах работы (индивидуальное и групповое, бланковое и компьютерное тестирование; тренинги личностного роста). Все услуги специалисты Центра оказывают бесплатно. На сайте представлен обширный материал по вопросам, связанным со столичным образованием.

Раздел «Профессии» знакомит старшеклассников с содержанием, профессионально важными качествами и медицинскими противопоказаниями профессий по алфавитному указателю и по классификации Е.А.Климова.

Уникален раздел «Результаты школьного тестирования», который знакомит школьников с результатами пройденных в школе тестов. Для этого необходимо ввести в поле «Номер школы» и индивидуальный пароль, выдаваемый при тестировании. По итогам тестирования учащиеся получают обзор востребованных современным рынком труда профессий, а также определение их личной направленности на конкретную группу профессий.

5. http://www.moeobrazovanie.ru Мое Образование: поиск вузов и колледжей России. Все вузы (2754) Все колледжи (3599).

6. www.urc.ac.ru/abiturient/index.html Общероссийская информационно-справочная система «Абитуриент» предназначена для поступающих в вузы и школы России. Основной задачей сайта является помощь в профессиональном самоопределении учащегося и выборе подходящего образовательного учреждения. Решению этой задачи посвящены и отдельные разделы сайта.

В разделе «Самоанализ» содержатся общие правила выбора профессии и диагностический блок, включающий в себя он-лайн-тесты по выявлению подходящего типа профессии, особенностей темперамента, определению потребности в достижениях. Для прохождения тестирования и получения результатов регистрация не нужна.

Раздел «Выбор специальности» включает в себя единую базу специальностей, по которым ведется обучение в российских вузах.

В разделе «Как подготовиться» учащиеся найдут общие рекомендации по подготовке к вступительным экзаменам в вузы.

Информация о вопросах поиска работы, состоянии рынка труда и трудоустройстве после окончания высшего учебного заведения размещена в разделе «Перспективы трудоустройства».

7. www.start4you.ru «Образование и карьера» - информационно-справочный ресурс для выпускников школ и студентов. Здесь размещены актуальные вакансии и рекомендации по выбору профессии и образовательного учреждения, поиску работы.

В разделе «Тесты» представлены группы методик, разделенные по сферам диагностики: знание ИТ-технологий, иностранных языков, тесты для школьников и студентов, направленные на проверку знаний предметов общеобразовательного цикла. Ссылки, обещающие психологическую диагностику, ведут на сайт «Гуманитарные технологии».

Раздел «Конкурсы» содержит информацию о молодежных конкурсах, организованных как командой сайта «Образование и карьера», так и партнерами. Чтобы принять участие в конкурсах, необходимо зарегистрироваться.

В разделе «Статьи» представлены интересных рубрики: «Тема дня» (актуальные новости образования), «Звездный старт» (истории успеха известных людей), «Пропуск в профессию» , «Наши победители» (доска почета победителей конкурсов сайта.

8.http://11klassniki.ru/region_spo/64 Сайт рассказывает о средних учебных учреждениях Республики Алтай .